Светлана Сагалович, профессор КазНУ, член зрительского актива ТЮЗа 50-60-х годов
Шестидесятипятилетний юбилей Театра для детей и юношества Казахстана, естественно, вызывает повышенный интерес к ТЮЗу.
Детский театр, такой, каким видели его основатели, – явление чрезвычайно интересное по своим устремлениям, которые особенно заметны сегодня, по прошествии шестидесяти пяти лет.
Автор книги «Я родом из ТЮЗа» журналист Людмила Мананникова не только сообщила нынешнему зрителю множество неизвестных фактов из истории театра, не просто дала достоверную и максимально убеждающую информацию на эту тему, но и рассказала читателю о своей долголетней причастности к театру с удивительным чувством личного душевного участия.
И вот, благодаря автору, ты вновь и вновь возвращаешься мыслью к тем годам, когда начинался театр. Перед твоими глазами встают актеры, режиссеры, художники, педагоги, работавшие в разные годы в детском театре Казахстана, отдавшие ему частичку своей души, своего сердца.Это основатель ТЮЗа, оставшаяся верной ему до конца своей жизни, Наталия Ильинична Сац. Это режиссеры Борис Гронский, Абрам Мадиевский, Евгений Прасолов, актеры Я. Муратов, О. Решетниченко, В. Тикке, Д. Химина-Челидзе, Г. Тхоржевская, педагоги Г. Ю. Рутковская и Н. Ф. Бычук, многие-многие другие люди. Всех не перечислишь…
Когда я читала книгу, я будто бы вновь побывала на своих любимых спектаклях «Аттестат зрелости», «Вей ветерок», «Такая любовь», вновь встретилась с замечательными и такими любимыми в юности актерами В. Тикке, Л. Боксерманом, В. Битенским, О. Решетниченко…
Думаю, эта книга будет интересна и зрителю юному. История вообще захватывающая наука. Читателю, надеюсь, будет любопытно узнать не только о том, что такое ТЮЗ, так сказать, в своей первооснове, какие спектакли игрались в нем 20-65 лет назад, но и что за люди в нем работали, какими они были – режиссеры, актеры, художники того уже далекого от нас времени. Какие планы строили, о чем мечтали…
И конечно, я не могу не сказать о зрительском активе ТЮЗа.
Стало привычным определять свою родословную: кто-то родом из детства, кто-то – из шестидесятых годов, а я – родом из зрительского актива ТЮЗа 50-х годов!
Это была удивительная организация, вернее сказать, сообщество людей, объединенных своими особыми взглядами, настроениями, представлениями о мире. Душой, другом и наставником нашего необыкновенного сообщества была замечательный педагог – Галина Юрьевна Рутковская. Сколько ума, такта, культуры, педагогического дара и личного обаяния было в ней!
Мы дня не могли прожить без своего любимого театра. Общение с ним для многих из нас стало школой, настоящим университетом!
Посещая спектакли театра, изо дня в день работая в его зрительском активе, мы, ребята, все больше узнавали о мире и о жизни. Театр пробуждал в нас запросы истинно человеческой духовности: «не важно, кем ты будешь, важно, КАКИМ».
ТЮЗ стал нашей «родиной чувств». И сегодня можно смело сказать: наше поколение «тюзовцев» осталось нравственно здоровыми людьми.
Великий Шиллер очень точно назвал одну из своих статей: «Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение». Театр внедрил этот высокий смысл в наше сознание, в наши души. Спектакли любимого театра несли нам, зрителям, философию добра, мы постоянно стремились искать и находить новое. Театр вводил нас в жизнь, развивал у нас дар человеческого общения. Все люди театра – режиссеры, актеры, художники, музыканты были нашими наставниками, их личности были овеяны ореолом колоссальной человеческой привлекательности. Спасибо им за это!
Театр был для нас праздником. Когда мы шли в театр, то знали: мы идем на встречу с Радостью. Ощущения от спектаклей долго жили в нас: мы не расставались с ними ни в школе, ни дома. Они будили в нас мысль, становились источниками энергии.
ТЮЗ стал для нас тем духовным центром, который впоследствии связал воедино наши индивидуальные судьбы. Разве не символично, что в подавляющем большинстве мы стали педагогами, врачами, журналистами, выбрали профессии, которые требуют от человека огромных душевных сил.
Многие вопросы, волновавшие Наталию Ильиничну Сац и ее верных последователей, до сих пор волнуют деятелей театра, его руководство. На сегодняшний день это программа преобразования театра в соответствии с новыми задачами времени.
Сегодня те, кто был ребенком в далекие 50-е годы, могут сказать: «Нам посчастливилось видеть…»
«Все уходит и все остается», – говорят итальянцы.
Все прошедшее – в нашей памяти, все будущее – в надежде!
|