Пятница, 22.11.2024, 05:07
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Театр им. Лермонтова

Браво, Юрий Борисович!

Елена Брусиловская

Свой 94-й день рождения народный артист РК, лауреат Государственной премии РК Юрий Померанцев встретил на сцене Государственного академического русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, исполняя главную роль в спектакле «Визиты к мистеру Грину» по пьесе американского драматурга Джеффа Барона.
 
Играть в таком возрасте двухчасовой спектакль, в котором задействовано всего два актера, и держать при этом в напряжении зрительный зал – поистине уникальный случай! Это действительно сродни подвигу, который Юрий Борисович Померанцев совершает два раза в месяц, когда в репертуаре стоит спектакль «Визиты к мистеру Грину». И хотя пьеса идет уже почти два года, билеты «на Померанцева» каждый раз раскупаются полностью.
Вот и в этот день его рождения в зале был аншлаг, что вполне понятно – Юрий Борисович давно любим публикой. И хотя с того, знакового для него, фильма «Наш милый доктор», снятого 60 лет назад на «Казахфильме» и сделавшего молодого тогда актера известным на всю страну, до сегодняшнего мистера Грина – дистанция огромного размера, но и тогда, и сейчас зрители ходили и ходят «на Померанцева», потому что знают – каждый раз это встреча с истинным искусством. Он из тех редких мастеров, для которых нет проходных ролей, – всегда это игра «по гамбургскому счету», искренне, талантливо, на пределе душевных сил. 
Юрий Борисович более 70 лет на сцене, им сыграно свыше 300 ролей! В его послужном списке и запоминающиеся характеры в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа, яркие режиссерские работы. Он удостоен множества наград, в том числе ордена Трудового Красного Знамени и высшего ордена Казахстана «Отан», занесен в Золотую книгу казахстанской культуры.
У меня Юрий Борисович всегда ассоциируется с образом рыцаря без страха и упрека, Дон Кихотом от театра, которого, кстати сказать, он с блеском сыграл на алматинской сцене. Как и человека из Ламанчи, жизнь подвергала его испытаниям на человечность, порядочность, талантливость… Вообще, Померанцев – плоть от плоти дитя ХХ века: его задели, но не испугали сталинские репрессии, в которых погиб отец, опалила, но не сломила война. Он был рожден актером и с завидным упорством, «наперекор стихиям» шел к своему призванию. Не имея театрального образования, стал знаковой фигурой в театральном мире Казахстана. О таких, как он, говорят «поцелованный Богом». 
Он интеллигент высшей пробы, для которого не устарело понятие «святое искусство», «последний из Могикан», как называют его друзья по сцене и по жизни.
– Меня поражает, что в свои годы он не утратил очень важного для актера качества – признаков молодости, – сказал о Юрии Борисовиче художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова Рубен Андриасян. – Если заглянуть ему в глаза перед выходом на сцену – в них бездна страха и неуверен¬ности. Его буквально трясет. И так перед каждой премьерой, перед каждым спектаклем. Пришедшие вчера в театр мальчишки перешагивают эту заветную черту куда спокойнее.
Действительно, как признает¬ся сам Юрий Борисович, всякий раз, выходя на сцену или получая новую роль, у него возникает ощущение, будто он все начинает с белого листа. Правда, в последние годы жизнь особо не радовала его ролями. С одной стороны, это понятно – возраст есть возраст, а с другой, обидно, что для актера такого масштаба не находилось соответствующих ролей. А для талантливого человека «ненужность», невостребованность смерти подобна.
– И вот года три назад, когда в жизни Юрия Борисовича был тяжелый период, когда он просто потерялся, я подумал – ему бы сейчас материал для работы. Игра на сцене – это его спасение, – рассказывает режиссер-постановщик спектакля «Визиты к мисте¬ру Грину» Сергей Попов. – Но тогда у меня не было соответствующей пьесы, я долго ее искал и в конце концов нашел с помощью актера нашего театра Виталия Алексеевича Гришко, большого любителя и знатока американской драматургии. Когда я прочел «Визиты к мисте¬ру Грину», сразу понял: это как раз то, что нужно. Поехал к Померанцеву, дал ему прочитать пьесу, и уже на следующий день он мне звонит: «Я буду это играть»! А надо сказать, что пьеса эта на двух актеров, что само по себе сложно – большой текст, постоян¬ное нахождение на сцене и постоянное эмоциональное напряжение… Я попросил у Юрия Борисовича месяц, чтобы продумать и проанализировать будущую постановку. А потом у нас началась активная работа, причем изначально, как вы понимаете, спектакль ставился специально на Померанцева.
Надо сказать, что роль мистера Грина подходила Юрию Борисовичу и по возрасту, и по жизни: Грин – пожилой человек 86 лет после смерти любимой жены живет затворником. Но однажды его уединение нарушает незваный гость – парень, едва не сбивший старика на своей машине, приговорен судом к общественным работам. И раз в неделю в течение шести месяцев Росс Гардинер (его талантливо играет молодой актер Антон Митнёв) обязан навещать «жертву ДТП» и помогать ему по хозяйству.
На первый взгляд сюжет, казалось бы, простой, но по ходу пьесы открываются скрытые, в чем-то даже трагические стороны жизни каждого из героев, которых разобщают религиозные верования, моральные догмы, этические табу... И лишь в конце спектакля, сделав шаг навстречу друг другу, через покаяние и прощение они обретают гармонию с миром и собой.
– Сложно было работать с Юрием Борисовичем? – спрашиваю я Сергея Попова.
– Не то слово! Вы знаете, я даже похудел за время работы, у меня стало болеть сердце. Ведь Померанцева при всей его интеллигентности и видимой мягкости нельзя назвать добреньким – нет, это очень жесткий, мощно работающий актер, причем работающий на износ, на огромном конфликте. Этот конфликт он порой специально провоцировал, и я только сейчас понимаю, для чего он это делал. Надо сказать, что когда-то я учился в студии Юрия Борисовича как актер, и мне казалось, что лучшего педагога не найти, я перенял у него многие его приемы актерской игры. А вот как режиссер столкнулся с ним впервые, и для меня это оказалось непростым испытанием.
– Но Юрию Борисовичу так много лет, неужели вы не делали скидку на возраст?
– Нет, это я могу вам честно сказать. И он сам себе никаких поблажек не делает. Бывало, что выходил на сцену больным. Помню, однажды перед спектаклем он мне сказал: «У меня страшная головная боль». Я предложил ему отменить представление, но он категорически от этого отказался. А когда спектакль отыграли, сказал: «Знаешь, у меня все прошло. Вылечился». Хотя после каждого выступления дня два отходит, и я его не трогаю, понимая, что после столь сильного душевного напряжения он не может сразу выйти из образа, продолжая мысленно доигрывать роль. Мне кажется, это высший пик мастерства. В то же время по ходу репетиций у нас порой так коса на камень находила, что иск¬ры летели: каждый доказывал правоту своих решений тех или иных драматургических коллизий. Юрий Борисович буквально фонтанировал идеями и страстно мне их доказывал. Бывало, мы с ним неделями не разговаривали, но потом опять мирились и продолжали работать. 
– В результате в таком твор¬ческом тандеме получился прекрасный спектакль. 
– Понимаете, Юрий Борисович не только талантливейший актер, но и мудрый человек: в какой-то момент он стал меня слышать, хотя то, что ему хотелось сыграть, он сыграл. Причем как всегда ярко и запоминающе. Помните эпизод, когда он находит в непрочитанных письмах фотографию дочери или как он молится? Он это делает гениально. 
– Действительно, Померанцев удивительно органичный актер.
– Это его природа, но он еще и глубокий психологический актер. Причем актер очень яркий по манере исполнения. Поначалу я даже предложил ему отказаться от этой яркости и уйти в психологизм роли. Но он сумел очень талантливо соединить одно с другим. 
– Некоторые актеры берут техникой сценической игры, а Юрий Борисович буквально рвет душу на сцене. 
– Вот именно! Как тонко он сыграл этого старого одинокого еврея! И как помогал своему молодому партнеру Антону Митневу проникать в суть образа. 
– Это своего рода мастер-класс во время спектакля.
– Точно! 
…Сейчас Сергей Попов и Юрий Борисович работают над новым спектаклем, но это пока закрытая тема (чтобы не сглазить). Удивительно, но для мэтра казахстанской сцены это очередная ступенька постижения актерского мастерства, ступенька к совершенству. И хотя в таком возрасте, по словам Рубена Андриасяна, трудно преодолевать ступеньки роста (не секрет, что некоторые на них задерживаются), Юрий Померанцев поднимается все выше и выше. Идет, потому что полностью настроен на преодоление. Не случайно спектакли, в которых занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. И не случайно каждый раз зрители стоя устраи¬вают ему овации. Как сказала мне одна из многочисленных почитательниц таланта Юрия Борисовича – Сауле, «мы уже третий раз смотрим спектакль и не можем насладиться игрой этого удивительного актера». 
Браво, Юрий Померанцев!
http://www.kazpravda.kz/articles/view/bravo-urii-borisovich1/

Категория: Театр им. Лермонтова | Добавил: Людмила (05.04.2017)
Просмотров: 528 | Теги: Юрий Померанцев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz