В Алматы на сцене Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова с большим успехом прошли гастроли легендарного Большого драматического театра им. Г. Товстоногова из Санкт-Петербурга.
Казахстанский зритель хорошо знает БДТ – в 70-е годы прошлого века театр дважды приезжал в республику со своими знаменитыми спектаклями. Сейчас на алматинской сцене один из старейших театров России, который в будущем году отметит 100-летие, показал два спектак¬ля: «Эрендира» режиссера Федора Лаврова и «Эдип в Колоне» Андрея Кончаловского. Все представления прошли с аншлагами.
Как рассказал руководитель дирекции реализации программ Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ Руслан Курбатов, программа «Большие гастроли» существует с 2014 года. Благодаря ей проходят масштабные гастроли ведущих театров России во всех субъектах РФ, а с 2016-го открыто новое направление, ориентированное на поддержку русских театров за рубежом.
Театр им. М. Лермонтова дваж¬ды был участником российской программы: в 2016-м он принимал Московский художественный театр им. А. Чехова, а в прошлом – сам успешно гастролировал в России, выступив и в Москве.
– Мы с большим удовольствием выступаем в вашем прекрасном, зеленом, уютном городе. Он нам очень понравился, – говорила заместитель директора БДТ Елена Куликовская. – Мы привезли два самых удачных спектакля последних лет, которые подбирали с учетом возможностей вашей сценической площадки. В спектакле «Эрендира» прекрасный актерский состав, «Эдип в Колоне» – премьера прошлого сезона.
Участники «Больших гастролей» отмечали тесную связь двух театров – БДТ и лермонтовского, которая уходит в советское прошлое. Ведь создатель Большого драматического театра – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий Георгий Александрович Товстоногов, имя которого сейчас носит театр, более чем полвека назад работал в Алматы в качестве очередного режиссера театра им. М. Лермонтова.
– Если уж не театру Лермонтова, то Алматы питерцы должны быть благодарны, потому что в свое время режиссеру Товстоногову здесь квартиры не предоставили, и он вынужден был уехать. И если бы не это обстоятельство, не знаю, как состоялся Большой драматический театр, и состоялся ли он вообще, – пошутил по этому поводу директор Русского театра драмы им. М. Лермонтова Юрий Якушев.
Действительно, в начале 1956 года Георгий Товстоногов уехал из Алма-Аты, получив предложение стать главным режиссером БДТ, который в тот момент носил имя Максима Горького и переживал тяжелый период, был в числе аутсайдеров театральной жизни. За время своей многолетней работы в БДТ Товстоногов сделал его театром мирового уровня. И «дух Товстоногова» до сих пор жив в стенах Большого драматического, утверждают молодые актеры, участники нынешних гастролей Полина Толстун и Андрей Феськов. В театре существует актерская преемственность, поэтому молодые чувствуют себя в нем прекрасно.
– Что же касается духа Товстоногова, то он сохранился в высоких требованиях, которые предъявляются и по отношению к спектаклям, и к актерской игре. Это та высокая планка, заданная Георгием Александровичем, ниже которой мы не имеем права опускаться, – сказал Андрей Феськов.
А для Полины Толстун приезд в Алматы особенно значим:
– Алматы – это родина моей мамы, она здесь родилась и выросла. Я была в вашем городе только один раз еще маленькой девочкой, поэтому этот приезд был волнующим. Гуляла по улицам и думала: когда-то здесь ходила моя мама. А еще я помню ваши прекрасные яблоки, которые в посылках присылала бабушка. Они были такие огромные, что мы с сестрой вместе не могли съесть даже одно. И в этот раз я обязательно привезу алматинский апорт маме – как память о ее детстве и юности. Не могу не сказать о ваших горах, которые просто потрясли меня своей красотой. В этом городе меня просто переполняло чувство восторга!
С большой теплотой отозвалась об Алматы и народная артистка России Нина Усатова, сыгравшая одну из главных ролей в спектак¬ле «Эрендира». Нина Николаевна не однажды приезжала сюда с антрепризными спектаклями, а в прошлом году снялась у режиссера Ермека Турсунова в фильме «Киномеханик».
– Я родилась по соседству с Казахстаном, на Алтае, поэтому казахстанские пейзажи близки мне. В детстве пасла овец, и, увидев их на съемочной площадке, расплылась в улыбке от нахлынувших воспоминаний, – говорила она. – Не только я, но и многие актеры БДТ знали недавно ушедшего из жизни вашего прекрасного актера Владимира Толоконникова. Он играл в спектакле «Семейный портрет с посторонним» в Алматы, а я играла в этой пьесе в Петербурге. Помню, он даже предлагал мне сыграть с ним дуэтом, но я отшучивалась: «Спасибо за приглашение, но у вас в театре много прекрасных актрис». А его роль Шарикова в фильме «Собачье сердце» – это высочайшее мастерство.
– Что же касается Большого драматического, то мне довелось поработать в нем с великими актерами, такими как Кирилл Лавров, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Александр Стржельчик, – продолжила актриса. – И сейчас играю с мастерами: это и Олег Басилашвили, и Алиса Фрейндлих, и Светлана Крючкова, и Георгий Штиль. Все мы с удовольствием работаем в современных постановках. Ведь новые формы увлекают не только молодых, с ними и я словно молодею. Должна сказать, что у нас работают талантливые мастера. Например, наш главный художник Эдуард Степанович Кочергин – народный художник России – неожиданно открылся и как писатель, описав свое предвоенное детство. По его двум книгам «Ангелова кукла» и «Крещенные крестами» у нас поставлены потрясающие спектакли...
Состоявшиеся гастроли известной российской труппы еще раз показали, что сегодня театральное искусство, и не только на пространствах СНГ, переживает второе рождение: регулярно проходят театральные фестивали различных уровней, коллективы имеют возможность выезжать на гастроли, постоянно радуют зрителей новыми премьерами, меняясь вместе с меняющимся временем. Это и есть та народная дипломатия, которая сближает страны и народы.
АВТОР:
Елена Брусиловская
11:01, 10 Октября 2018
https://www.kazpravda.kz/articles/view/druzhit-teatrami
|