В Театре имени Лермонтова состоялась премьера спектакля по стихотворной драме поэта
Он мечтал увидеть свое произведение в театре, однако цензура не пускала пьесу из-за того, что в этой истории слишком много страстей. Главный герой произведения Евгений Арбенин – умный, состоятельный человек с сильной волей и мятежным духом. Превыше всего он ценит честь и независимость. Однако вынужден жить по законам общества и однажды становится заложником непростой ситуации, сплетенной из лжи и интриг. Естественное желание защитить свою честь оборачивается для него трагедией…
Впервые спектакль «Маскарад» был поставлен уже после смерти поэта. С тех пор драма шла в разных театрах мира. В Алматы за эту задачу взялся режиссер Дмитрий Билов. В своем спектакле он сделал ставку на декорации и пластику актеров, которые постоянно движутся по сцене, то и дело принимая откровенные позы. С одной стороны, все это вместе с оригинальным музыкальным оформлением придает спектаклю динамичность, делает его менее скучным. Все эти мрачные молчаливые фигуры на сцене и тревожная музыка, безусловно, нагнетают трагичности и создают нужную атмосферу. Однако, с другой стороны, за декорациями и музыкальным сопровождением теряется актерская игра. Слишком сильно порой антураж отвлекает внимание от драмы, которая разыгрывается перед зрителями.
В главного героя – прекрасного и опасного Евгения Арбенина перевоплотился Сергей Уфимцев, что было вполне ожидаемо, так как подобные роли – это как раз его амплуа. И в этом образе он выглядит вполне органично. В отличие от Романа Жукова в роли князя Звездича, которого Арбенин спасает в начале пьесы, а затем позорит перед всеми. Его герой не вызывает ни положительных эмоций, ни даже капли сочувствия в конце, потому что характер персонажа остается не раскрыт.
Значимых женских образов в постановке также всего два – это супруга Арбенина Нина, которую играет Виктория Павленко, и баронесса Штраль в исполнении Татьяны Эйнис.
Образ баронессы Штраль и вовсе получился безликим. Во всяком случае, он никак не ассоциируется с несчастной женщиной бальзаковского возраста, которая вдруг влюбилась в юношу, но вынуждена скрывать свои чувства перед обществом. В исполнении Татьяны Эйнис она почему-то выглядит лишь глуповатой кокеткой, которая долгое время делает вид, что не понимает, чем могут обернуться ее игры.
Роль Нины в постановке слишком мала. Зритель не успевает проникнуться сочувствием к образу жертвы, ведь в основном видит ее на заднем плане, в застывшей позе на ступенях лестницы. А в трагическом финале, наоборот, слишком много ненужных движений, которые вновь отвлекают внимание от главного – Арбенин убивает не только жену, но и все лучшее в себе, если это в нем когда-то было. Зрители же только видят, как Евгений зачем-то долго носит по сцене безжизненное тело Нины, а потом она неожиданным образом и вовсе исчезает со сцены. И в финале зрители видят уже лишь одного Арбенина, который вдруг понимает, что натворил.
В целом можно сказать, что спектакль был бы скучным, если бы не декорации и мрачноватая музыка, которые затмевают актерскую игру.
Спектакль «Маскарад» можно увидеть на сцене Государственного академического русского театра драмы имени Лермонтова 21 и 30 апреля.
|