Акмолинский русский театр драмы представил премьеру своей более чем оригинальной версии «Бесприданницы». Но уже на прошедшей до премьеры пресс-конференции стало понятно: никакой классической версии от Сергея Потапова ждать не придется.
Подробнее познакомившись с творчеством режиссера Сергея Потапова, рассчитывать на то, что известная драма А.Островского «Бесприданница» прозвучит в привычном ключе, было бы странно.
Достаточно посмотреть его «Макбет» Э.Ионеско, принесший режиссеру номинацию в национальной театральной премии «Золотая маска» и победу в республиканском театральном фестивале «Желанный берег». Кстати, Сергей Станиславович в Казахстане был уже не раз, его хорошо знают в столице, соседнем Северо-Казахстанском регионе. Но вот с акмолинскими актерами он встретился впервые, и признается, что быстро нашел общий язык с труппой. Не исключает режиссер и дальнейших совместных проектов.
- Иногда я вижу, каковы будут начало и конец спектакля, - говорит Сергей Потапов, - а между - даю артистам немного поимпровизировать. Ведь хороший актер - это душа, голова, сердце, пластика. Мне нравится работать с универсальными артистами, которые играют на инструментах, танцуют, поют. Здесь ребята как раз такие. Вообще в театре возможно все, и полная свобода в том числе. Все зависит от режиссера, дирекции, актера. Отчасти потому и пришла идея поставить «Бесприданницу» именно так.
Пришла пора раскрыть все карты. По признанию режиссера, такой жанр - караоке-мелодрама -для него самого в новинку. Будучи в караоке, он невольно заметил, что сидит и подпевает солирующим. Так родилась идея спектакля-караоке. Причем актеры в нем исполняют любимые многими современные песни.
- Каждая эпоха рождала свою трактовку пьесы, своих Ларису, Карандышева, Паратова. Но, кажется, пришло время избавляться от стереотипов, пришло время новой, другой «Бесприданницы»,- объясняет Сергей Потапов. - Естественно, мы попытались быть более приближенными к костюмам того времени, возможно, манерам разговора, но это, пожалуй, и все...
И все же, на мой взгляд, в спектакле Потапова явно оставлена любимейшая тема Островского о разрушающей силе денег и их власти над людскими судьбами. Капиталисты на сцене предстают этакой глянцевой элитой, развращенной доступностью благ и начисто лишенной самообладания и порядочности. Они без промедления бросаются с головой в омут закрутившихся вокруг младшей Огудаловой (Оксана Науменко) страстей и не стесняются рвать на себе волосы в момент отчаяния. Вожеватов (Сергей Минаков), с детства знавший Ларису и явно испытывающий к ней симпатию, без сожаления обсуждает ее с богатыми друзьями, заключая пари, а Мокий Парменыч Кнуров (Андрей Владимиров) напрямую говорит Харите Игнатьевне, что готов взять Ларису, которой он буквально бредит, в содержанки. Паратов (Тимур Валиев) предстает перед зрителем в образе этакого альфа-самца. Амплуа красавца-любовника, по мнению многих театралов-завсегдатаев, вообще очень удаются этому актеру.
И обособленный, и считающий себя выше всех миллионер Кнуров, и подрастающий делец Вожеватов, и даже блестящий барин, любимец мужчин и женщин Паратов, а также Карандышев (Андрей Шаповалов), намеренный взять Ларису замуж без приданого, - все четверо у Потапова получились по-своему жалки, нелепы и нуждаются в не меньшем сочувствии, чем уставшая от назойливого мужского внимания героиня драмы. Вот и получается, что речь в спектакле идет о девушке, на которую имеют виды четверо соискателей, причем при любом раскладе каждый из вариантов для Ларисы Дмитриевны губителен. И показательно то, что никто, ни один из героев, не считает себя причастным к «наступающей на пятки» кровавой развязке, считая Ларису лишь красивой вещью.
Несмотря на то, что кому-то такая интерпретация показалась чересчур провокационной (не обошлось без сальных шуточек, двусмысленных и где-то пошлых выражений), сам колорит постановки не смог оставить зрителя равнодушным. Эти шаржированные образы, экспрессивные, иногда даже малоприятные мизансцены, явное доминирование сексуальных аспектов в мотивах и поступках героев - все это вовлекает зал в бешеную истошную пляску любви, денег и смерти под... современные полюбившиеся песни в исполнении актеров, которым помогала «Женщина, которая поет» (Анна Бронникова). Очень противоречивые впечатления...
Да, хорошие пай-девочки, как правило, падки на подлецов и хулиганов, и в этом - выбор и Ларисы, и ее матери. Кстати, Харита Игнатьевна Огудалова в исполнении Нургуль Джунусовой тоже претерпела изменения. К примеру, мне, как и многим, у которых в памяти запечатлена киноработа Алисы Фрейндлих в «Жестоком романсе», по мотивам «Бесприданницы», пришлось в корне пересмотреть свое отношение к этому персонажу, готовому продать родную дочь за наряды и триста рублей...
На первый взгляд в спектакле заслуженного деятеля искусств Якутии Сергея Потапова нет никаких явных социальных противоречий, зато есть актуальная история, до безобразия современная, где отношения между людьми, их страсти превращаются в стихию, разрушительную и беспощадную. Все, как в жизни некоторых...
Кстати, на вышеупомянутой пресс-конференции директор театра Бейбут Бахтыгереев и главный режиссер Ольга Луцива говорили о том, что этот сезон у театра будет очень насыщен в плане премьер, гастролей и новых проектов. Впрочем, как всегда. И еще. Ставшая традиционной и полюбившаяся акмолинским зрителям театральная премия «Гвоздь сезона», обычно посвященная Дню театра, в этом году переносится на осень и будет приурочена к 80-летнему юбилею русского театра драмы. Так что ждем...
Марина МАРКЕВИЧ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
http://apgazeta.kz/2017/03/27/27-marta-mezhdunarodnyj-den-teatra-bespridannica-uzhe-ne-ta-i-prazdnichnyj-yumor-i-tixaya-grust-v-gosti-s-tvorcheskim-podarkom/
|