Главная » Статьи » Театр » Театры Казахстана |
Новый образ и прочтение Персонажи «Вишневого сада» в постановке Карагандинского государственного русского драматического театра имени Станиславского получили новый образ и прочтение. Каждая новая постановка пьесы Чехова – всегда интрига. При кажущейся простоте драматургической формы в материале скрыто множество смыслов и подтекстов, и режиссеру непросто найти ключ к этому произведению. Русский театр драмы из Караганды познакомил алматинского зрителя со своим сценическим решением пьесы. Поставил спектакль россиянин Станислав Васильев. Режиссер предложил зрителям множество метафор и смысловых параллелей. На сцене не было занавеса, зрители, входящие в зал, сразу видели немногочисленные декорации – столетний шкаф, другую нехитрую мебель, пианино, и на всем этом лежали белые покрывала, какими обычно накрывают мебель, надолго уезжая из дому. На протяжении спектакля эти «чехлы» никуда не исчезли, создавая предчувствие, что хозяева недолго задержатся здесь, что они не живут в этом доме, а только пережидают время до окончательной развязки. Эта деталь нагнетала ощущение близящегося опустения дряхлеющего дома, которому герои по очереди признаются в любви. На авансцене лежала горка камней, которые то и дело поднимал и бросал на пол Фирс. И звук падающих камней, рождая тревогу, словно отмерял последние часы старой жизни. Идея изображения на сцене заглавного «героя» пьесы – вишневого сада по-разному решается сценографами и режиссерами. Так, например, в спектакле, идущем на сцене Государственного академического русского театра имени Лермонтова, ветки цветущей вишни изображены на ряде задников, и, когда сад по указанию Лопахина пускают под топор, задники один за другим падают на пол. Сценография пьесы, поставленной в карагандинском театре, не предполагала каких-либо декораций сада – герои сами воплощали свой сад. Пол был покрыт зеленым материалом, персонажи – одеты в костюмы, цвета которых – черный, розовый, белый – символизировали сначала цветущие деревья, а в финале вишневый – созревшие ягоды. Этот оригинальный режиссерский ход и задумка сценографа (художник-постановщик – лауреат премии акима Карагандинской области Тамара Аккерт) позволили не только создать на сцене атмосферу сада, но и показать характеры персонажей – при всей их нежности и внешней красоте это «деревья с тонким стволом», которые беззащитны перед стихией, не способны держать удар и отстраняются от проблем. Хочется отметить актерский ансамбль. Образ главной героини пьесы Раневской создала недавно отметившая свой юбилей и 25-летие творческой деятельности Галина Турчина. Роль Фирса в спектакле воплотила ветеран сцены Ирина Городкова. Режиссерское решение доверить эту роль актрисе совершенно не ломало общий рисунок – это был настоящий Фирс с его житейскими представлениями, стариковской пластикой, бурчанием. Образ брата Раневской Гаева создал Александр Кашуро. В роли дочери Раневской Ани Анна Суханова, приемную дочь Варю исполнила Нина Круцевич, Лопахин – Алексей Браилко. Никто из находящихся на сцене актеров не выбивался из общего хора, не тянул одеяло на себя, это была игра в унисон. Внешнего действия на сцене было немного, но актеры смогли создать внутреннее действие. Впечатление от любого спектакля в немалой степени зависит от последнего аккорда. Финал чеховской пьесы имеет немало трактовок. Так, в постановке Уйгурского театра Алматы не только старик Фирс, но и все персонажи, включая Лопахина и Раневскую, остаются в заколоченном доме. Эта метафора неспособности героев пьесы идти к новой жизни и воспринимать перемены. У карагандинцев финальная сцена со всеми забытым Фирсом, улегшимся на горке камней, которые он с усердием муравья перетаскивал всю жизнь с места на место, с ветром, завывающим в покинутом доме, завершает спектакль на высокой трагической ноте. Представление прошло при аншлаге – чувствуется, что зрители за лето соскучились по театру, они вдыхали воздух театра, и воздух этот был наполнен искусством. Накануне гастролей директор театра, ученик именитого российского режиссера Камы Гинкаса Дунай Еспаев отмечал, что кредо театрального руководства – любить актеров. И это уважительное отношение к людям театра ощущается в настроении актеров, их слаженной и вдохновенной игре. Хочется пожелать карагандинцам новых творческих успехов. Юрий КАШТЕЛЮК Фото предоставлены Карагандинским государственным ордена Дружбы народов русским драматическим театром имени К. С. Станиславского vecher.kz/how2rest/derevya-na-vetru | |
Просмотров: 460 | |
Всего комментариев: 0 | |