Главная » Статьи » Театр » Театры Казахстана |
Людмила Мананникова
Я побывала на спектакле «ФрИДа», который показал на сцене художественной галереи «TENGRI UMAI» Театр пластической драматургии. Режиссер, хореограф-постановщик, она же исполнительница главной роли всемирно известной художницы прошлого века Фриды Кало - Яна Макарцева. Спектакль получился яркий, необычный, построенный на пластике. Именно через эту форму актеры театра передают чувства, эмоции, всю жизнь знаменитой художницы. Весь спектакль я смотрела на сцену с большим интересом. Яна Макарцева показывает за два часа необычную судьбу художницы – ее жизненные перипетии, любовь и трагедии, счастливые мгновения… Понятно, после просмотра спектакля я сразу полезла в Интернет за более подробной информацией. Вот что узнала: Фри́да Ка́ло де Риве́ра (6 июля 1907 — 13 июля 1954), - мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам. Всю жизнь у неё было слабое здоровье — она страдала полиомиелитом с шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь. В 1929-м году она вышла замуж за художника Диего Риверу, и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию… В 1937-м году жизнь Кало сделала новый непредсказуемый виток: в ее судьбе появился еще один мужчина. Им стал советский революционер Лев Давыдович Троцкий.(Кстати, некоторое время живший в Алма-Ате). Троцкий потерял голову, увидев мексиканскую художницу. Темпераментная Кало, в свою очередь, вдохновилась коммунистическими идеями основателя Коминтерна. Их роман развивался бурно и стремительно — до тех пор, пока в него не вмешалась жена Льва Давыдовича. Ревнивая супруга тут же увезла мужа подальше от страстной экзотичной любовницы. Вот что Яна Макарцева пишет в сетях о своем спектакле: - Для меня это совершенно особенный спектакль. Работая над ним на протяжении двух лет, перекопав всю возможную информацию, отыграв 11 спектаклей, я до сих пор не знаю, какой будет моя следующая Фрида - "Человек-головоломка. Красивая и изуродованная, недоступная и вседозволенная, ничья и принадлежащая всем"... На вопросы Яна отвечает довольно лаконично. - Какова сверх-задача вашего спектакля? - Мне не хотелось бы отвечать на этот вопрос. Как получилось, так получилось…Пусть решает зритель. Я думаю, каждый зритель может увидеть на сцене свою собственную Фриду - все зависит от его знаний, воображения, фантазии… Хочу отметить, что спектакль был показан на бывшей Камерной сцене ТЮЗа им. Н.Сац, которая находится недалеко от ЦУМа. Сейчас это художественная галерея «TENGRI UMAI», которой уже много лет руководит большой энтузиаст своего дела Владимир Аркадьевич Филатов, кстати, по своей основной специальности физик-ядерщик. Время от времени он представляет свою сцену молодым актерам с новаторскими взглядами на искусство. Театральное помещение долгое время было не в очень хорошем состоянии, но сейчас оно приведено в соответствие и представляет очень даже уютный маленький театр. От лица театралов спасибо вам, Владимир Аркадьевич! Но - вернемся к нашему спектаклю. Драматическую историю о художнице- мексиканке нам показывают языком театра, в котором соединены два жанра – хореография и драма. Хотелось бы отметить художника – Айгерим Бекмухамбетову. Место, которое показано на сцене, может показаться чем угодно: камерой, больницей... На сцене висят только четыре бруска и стоят два стула. Идеальное сценическое пространство! Символический минимализм, который вызывает у зрителей разные внутренние образы. Бруски очень функциональны. По ним можно подниматься вверх, их можно двигать, они создают ритм сценического действия, летают в разные стороны и создают ощущение опасности. Но все это связано с действием спектакля. В сценическом пространстве Айгерим очень удобно существовать пластическому спектаклю. Также можно похвалить звукорежиссера Алекса Озона – звук в спектакле просто потрясающий. Такая насыщенная музыкальная форма. В мелодии вплетается музыка 30-40-х годов – латиноамериканское танго. Звучит ностальгическая старая музыка. Мне очень понравилась. Подробнее рассказать о спектакле, проанализировать его, я попросила актера и режиссера театра им. Лермонтова Сергея Николаевича Попова. - Смелость режиссера Яны Макарцевой в том, что она не побоялась рассказать историю про бисексуалку Фриду, про ее личную жизнь. Яна всю хореографию, на мой взгляд, построила очень эмоционально. Она изобретательна во всевозможных хореографических поддержках, использует пластические этюды. Она их протанцовывает и даже выстраивает какую-то бытовую нить. В общем, соединение бытового и не бытового очень даже классно. Яна Макацева хорошо знает и понимает внутреннюю суть Фриды. Сама она говорит: «Я хотела сказать о любви». Конечно, она имела в виду бессознательную противоречивость художницы, хотела рассказать о внутренней ее жизни, о глубоких чувствах, которые мы называем любовью. Думаю, она и здесь справилась со своей задачей. Показала глубокую противоречивую натуру Фриды Кало. Восхитился я и актрисой Алиной Амели, которая играет «второе я» художницы, ее внутреннюю суть. Ид, как ее называют, существует во всех ипостасях, отражает ее второе «я», скрытое в нашей душе, в подсознании… Это «я» в течение спектакля перевоплощается в мужа Фриды Диего, в какую-то женщину, в какие-то эмоциональные сущности, а может это я просто дофантазировал. У Алины нее была очень сложная задача. Яна существует в одной эмоциональной краске, в одном эмоциональном состоянии самой Фриды. А то, что внутри, в душе, в подсознательном, в либидо, в сексуальных желаниях, в любви –это все выстраивает ее партнерша. У Алины нет текста. Она работает только пластикой, своим телом, своей душой, своими эмоциями. Очень интересно! На мой взгляд, свою сложную задачу она выполнила на сто процентов. Я поверил ей во всем. Она меня убедила. Другие актеры в спектакле: Человек в шляпе - Дмитрий Иванов, Люди жизни - Ульяна Елизарова, Жуматай Лукьянов играют скромно, но очень точно. В общем, это получается даже не эмоциональная, а атмосферная какая-то история. Весь спектакль связан с Мексикой, с обществом того времени, с направлениями, течениями тех далеких лет.
| |
Просмотров: 610 | | |
Всего комментариев: 0 | |