Зауре Жумалиева
Сказка – ложь, да в ней намек
Зауре Жумалиева
Северо-Казахстанский областной театр кукол готовит необычную весеннюю премьеру – мюзикл по рассказу Чехова «Каштанка»
Первый мюзикл в Петропавловске
Говорят, Чехов не любил писать для детей, но у него есть несколько замечательных детских рассказов. Один из них – «Каштанка», рассказ о рыжей собачке, помеси таксы с дворняжкой, преданности и верности которой не грех поучиться и человеку. Сюжет прост, Каштанка, жившая в доме столяра, где ее совсем не баловали, потерялась, и ее приютил артист цирка. Человек добрый и заботливый, он сделал из нее артистку. Но однажды во время представления ее узнал старый хозяин и позвал. И Каштанка, не помня себя от счастья, бросилась к нему, забыв о сытости и уюте.
Постановщик первого в Петропавловске мюзикла с условным названием «Каштанка, или Забытые письма» московский режиссер Сергей Федоров говорит, что его прочтение чеховского рассказа не хрестоматийное. В истории любви и верности, которую разыгрывают куклы и люди, присутствуют две сюжетные линии. Одна – собственно история Каштанки, вторая – взаимоотношения Чехова и молодой писательницы Лидии Авиловой, которая рассказала в своих мемуарах о тайном романе с великим писателем.
– Эти линии тесно переплетаются, ведь они – об одном и том же: любви, верности, преданности. У нас в кукольном театре, и в драматическом тоже, обычно ставят спектакли для самых маленьких и для взрослых. И если в Москве 400 театров и дети постарше все же могут себе что-то найти, то здесь, где нет театра юного зрителя или молодежного театра, этот возрастной слой провисает. Наша оригинальная инсценировка как раз для юношества и молодежи. На мой взгляд, эта история будет понятна всем возрастам и тронет любого за душу, – считает Сергей Федоров.
Музыку для спектакля, в котором около 20 сольных, дуэтных, коллективных и хоровых номеров, написал московский композитор Андрей Пересумкин. В мюзикле участвуют все актеры театра, причем герои – собачка Каштанка, гусь Иван Иванович, кот Федор Тимофеевич, хрюшка Хавронья Ивановна – представлены как куклами, так и артистами.
Вторая сюжетная линия представлена в образах месье Жоржа (это Антон Павлович Чехов) и Дамы в белом (это Лидия Авилова).
– Это история для всех возрастов, каждый найдет в ней что-то для себя, свое. Дети увидят любовь к животному, преданность, верность. Взрослые – человеческие отношения, потому что, я всегда это говорю, животнее человека вообще никого на свете нет. В отличие от животного человек может все предать, забыть, а собака нет. Каштанке хозяева говорили: «Чтоб ты сдохла, треклятая». Федюшка, сын хозяина, которого она безумно любила, играя с ней, бросал кусочек еды, привязанный к нитке, а когда она проглатывала, вытягивал из ее желудка. Но она все равно помнила, любила и не предала. Услышала голос в цирке – и все…– размышляет режиссер спектакля.
Как рождается сказка
Для зрителя театр начинается с вешалки, а для режиссера и артистов – с изготовления эскизов костюмов и декораций. Этим в Северо-Казахстанском театре кукол занимается главный художник театра, она же художник-постановщик спектакля «Каштанка, или Забытые письма» Ольга Мано. Она с режиссером обговаривает сценарий и потом прорисовывает до мельчайших деталей костюмы для кукол и артистов, сцены из спектакля, декорации. Словом, она создает атмосферу спектакля и с нее начинается оживление сказки.
Дальше сказочных героев «оживляет» механик по куклам, художник-декоратор Василий Каргаполов. Из обычной проволоки, резинки, шариков он делает миниатюрные детали механизмов, которые приводят в движение руки, глаза, ушки и крылышки кукол. Готовый механизм передается в бутафорский цех, где, по словам артистов, материал офактуривают и придают ему форму.
Художник-бутафор – одна из интереснейших творческих профессий, это точно знает Камшат Сартай, которая вот уже три года после окончания института работает в кукольном театре. Создание предметов сценической обстановки, которые нужны для оформления спектакля, – ее рук дело. Создает красоту девушка также из простых материалов – кусочков бумаги, проволоки, ниток, поролона и еще бог знает чего! Она же делает куклам лица. Головы принцесс, королей, мишек и гусят изготовлены в известной всем со школьной скамьи технике папье-маше. Это когда мастерица прокладывает несколько слоев бумаги, которые хорошо промазывает клеем. Похоже, никто пока еще ничего лучше такой техники не придумал, головы кукол из папье-маше никогда не ломаются и не бьются. За три года работы Камшат дала жизнь почти полусотне кукол.
Одевают кукол и артистов в швейном цехе, где всем заведует Ирина Колесникова. Раньше она работала в ателье, так что опыта швее не занимать. Только куклам, оказывается, шить одежду гораздо трудней, чем людям. Эту кропотливую работу делают женщины, уж слишком много мелких деталей в сказочных костюмах! А вот в столярном цехе работают мужчины. Ведь декорации зачастую имеют довольно большие размеры и соответствующий вес.
В театральных представлениях участвуют куклы разных видов. Самые редкие – куклы-марионетки, которые двигаются, когда их дергают за ниточки. В областном кукольном театре больше используют планшетные куклы, которые умеют «ходить» по сцене, их называют просто «планшет», и перчаточные куклы, которых надевают на руку, как перчатки.
В репертуаре ретро и современность
По словам заведующей литературной частью Натальи Жанибековой, в репертуаре кукольного театра, созданного в 1990 году, более 45 спектаклей. Всего за годы работы театр осуществил более 70 постановок. Ежегодно театр ставит по четыре новых сказки.
В этом году первая постановка Сергея Федорова «Каштанка», а следующая – «Карлик Нос». Эту сказку тоже будет ставить приглашенный режиссер из Челябинска, Борис Ходырев. В прошлом году он ставил всем полюбившуюся сказку про Буку. Это интерактивный спектакль, очень поучительный. Он очень понравился зрителям, потому что они принимали участие в этом спектакле. Теперь Борис Ходырев поставит сказку для детей постарше, – рассказала Наталья Жанибекова.
В планах также постановка спектакля «Ноктюрн в степи, или Между закатом и рассветом» режиссера из Чехии Евгения Ибрагимова. Он заслуженный деятель искусств России, работает в Праге, в кукольном театре «Под счастливой звездой». Евгений Ибрагимов приезжал в Петропавловск в 2015 году давать мастер-класс актерам, теперь руководство театра пригласило его поставить спектакль. Он будет очень необычным, – говорит Н. Жанибекова, – весь построен на жестах, мимике и музыке. Кстати, предназначен этот философский спектакль отнюдь не для малышей, а для подростковой аудитории, как и «Каштанка».
Заведующая литературной частью называет спектакль «Ноктюрн в степи» фестивальным. Молодая труппа театра принимает активное участие в театральных фестивалях не только Казахстана, но и России, и Европы. В ближайших планах, к примеру, участие в международном фестивале кукольных театров в Сербии и в Хакассии. Туда на показ повезут лучшие постановки, сказки, которые продолжают литературные и народные традиции, а также современные постановки, созвучные дню сегодняшнему.
Зауре ЖУМАЛИЕВА, Петропавловск
Источник: https://liter.kz/ru/articles/show/30836-skazka_lozh_da_v_nei_namek |