«Ер Тостик Groove»
Никогда еще герои казахских сказаний не были так актуальны, как сегодня. Благодаря музыкально-литературному спектаклю «Ер Тостик Groove» они оказались близки и понятны зрителям разных возрастов.
Это проект нового алматинского театра «Бата», который создала известная актриса Вероника Насальская. Не так давно она ушла из «АRТиШОКА» ради того, чтобы вновь удивить алматинских театралов чем-то новым.
– Я давно задумывала создать еще одно театральное объединение, чтобы пробовать нечто новое. «АRТиШОК» останется очень дорог мне, я до сих пор иногда подписываю необходимые документы, но это уже твердо стоящее на ногах детище. Пора идти дальше, пробовать что-то новое, – сказала Вероника Насальская и продолжила удивлять публику.
Вместе с Кубанычбеком Адыловым и Вячеславом Евстафьевым она создала музыкально-литературный спектакль на основе древнего казахского эпоса о герое Ер Тостике. В нем современность тесно переплетается с мифами и легендами, наглядно доказывая, что заключенная в них народная мудрость окружает нас повсюду. Это наше главное богатство.
– Легенды и мифы всегда привлекали меня, ведь в них заключен огромный смысл. Символы из этих народных сказаний можно увидеть в чем угодно. Главное только – научиться правильно смотреть «Ер Тостик Groove» – это своего рода эксперимент. Впервые мы представили наш проект на показе мод казахстанского дизайнера Айнур Турисбек, – поделилась Вероника Насальская.
В спектакле актеры как будто накладывают проекции мифов, традиций и обычаев народов на современную действительность. В частности, проводя параллели между баттлами рэперов и хип-хоперов сегодня и классическими состязаниями акынов, превращая сражения Ер Тостика со злодеями в эпизоды из киносаги «Звездные войны». Так вдруг в современный остроумный баттл превращаются разборки жены Ер Тостика Кенжекей и дочери ведьмы Бекторы, мечтающей завоевать сердце отважного юноши. «Я для тебя страшнее Гитлера! Все для тебя уят-шмуят, ты ничего не дашь мужу, ты для него всего лишь уровень, а не финальная точка!» – кричала со сцены Бекторы. В ответ Кенжекей, завершая свое выступление, назвала Бекторы Ларой Крофт Джезказганского уезда.
Таким образом актеры показывают, что каким бы современным ни был мир, его фундамент – это все равно эпос, впитавший мудрость предков. А еще напоминают о том, что, несмотря на особенности культур разных народов, в итоге все они переплетаются в один большой мир, в котором все взаимосвязано. Во всяком случае, это объясняет, откуда вдруг, когда актеры со сцены читают казахский эпос, в нем проскальзывают обороты наподобие «Ер-Тостик свет Ерназарович» и «гой ты, гой еси».
– Мне кажется, что сказания и легенды окружают нас повсюду. Просто иногда надо шире раскрыть глаза, чтобы увидеть это, – поделилась Вероника Насальская.
Особую роль в постановке играет музыка. Специально для проекта алматинский мастер Вячеслав Качанов создал уникальную электродомбру. В спектакле на ней играет музыкант и композитор Вячеслав Евстафьев. Также в спектакле звучат еще десять музыкальных инструментов.
Спектакль очень сложно выстроен. В нем есть и песни, и танцы, и элементы компьютерных игр, герои которых так же, как и персонажи эпоса, проходят череду испытаний, двигаясь к определенной цели. Это и есть главная мысль постановки, которая заключается в том, что у каждого человека своя дорога в жизни, но, чтобы найти верный путь, для начала надо научиться задавать самому себе правильные вопросы.
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
http://vecher.kz/how2rest/staraya-skazka-na-novyj-lad
|