Понедельник, 08.03.2021, 13:13
Приветствую Вас Гость | RSS
ПАРК КУЛЬТУРЫ.KZ
Главная » 2020 » Ноябрь » 16 » Играем Мольера
07:50
Играем Мольера

История театра

Л.Мананникова.Фото В.Коренчука.26 марта1994 г. «Огни Алатау».

Обычно в театр на хорошо известную пьесу, на классику, идешь с некоторым опасением. Да, ты предвкушаешь встречу со знаменитыми персонажами, жаждешь окунуться в мир, тебе известный, будь то Шекспир, Чехов, Островский, Мольер, но, с другой стороны, побиваешься – а вдруг твои желания не сбудутся и ты увидишь просто иллюстрацию, выполненную возможно, добросовестно, но скучновато. И в душе твоей ничего не шевельнется, никакого отзвука… Со мной это, увы, случалось.

Наш русский академический театр им. М.Ю.Лермонтова рискнул поставить нп своей сцене «Скупого» Мольера.

Жан-Батист Мольер. Произносишь это воздушное имя и сразу представляешь себе легкость, яркие краски, вязь старинных кружев.

И вот занавес открывается. Перед нами – французский замок 17 века. Сцена во время спектакля будет крутиться, и мы с помощью ажурных конструкций, выполненных художником Р.Акоповым, сможем представить то один, то другой уголок старинного замка, его дворики. Сначала нам может показаться, что в декорациях чего-то не хватает. Слишком  уж они аскетичны. Выкрашены в серо-коричневый цвет, и мрачность тонов скрашивают лишь кое-где блики зелени. Во дворе яркие пятна – только клумба и скульптура обнаженной женщины. Еле горят чахлые фонарики. Но наше удивление пропадает, когда мы узнаем, что владелец замка – скупой Гарпагон – до украшений ли, когда даже самого необходимого обитателям здесь «не хватает».

Режиссер спектакля Рубен Андреасян извлек мольеровскую пьесу из глубины веков, чтобы вместе с нами, зрителями, уже на рубеже 21 века поразмышлять о скупости, об отупляющей погоне за деньгами. Великий драматург на то и великий, что может вот так, запросто, перешагнуть три столетия.

Вот появляется на сцене главный герой, скупец Гарпагон, как всегда в отличном исполнении народного артиста Республики Казахстан Ю.Б.Померанцева. Он одет в черное – различные «финтифлюшки» ведь требуют денег, он экономит даже на традиционном тогда парике – его лысину увенчивает жалкий хвостик из волос. Он одновременно дряхл и молод душой, ленив и энергичен. Вдохновляется, живет он только тогда, когда думает о деньгах, считает деньги, приумножает свой капитал.

Только тогда у него появляются переливы в интонациях, он находит образные выражения, загорается…

Естественно, когда вот такой человек оказывается главой семьи, домочадцев его ожидает ад. Ведь здесь, в угоду деньгам, попирают и вечные человеческие качества – любовь, сострадание, достоинство, честь.

Мы с первых минут попадаем в конфликтную ситуацию. Гарпагон собирается своего сына Клеонта (О. Бирючев) женить на богатой вдове, а дочь Элизу выдать замуж за  богача Ансельма (засл. артист Республики Казахстан В. Манихин). При этом, естественно, не затратив ни копейки. Сам же он присмотрел для себя молоденькую Марианну (И.Лебсак), в которую, конечно же, влюблен его сын Клеонт. Есть возлюбленный и у Элизы – дворецкий Валер (А.Бузиков).

Ну а далее действие разворачивается по законам комедийного жанра. Совершается много нелепиц, через которые герои приходят к долгожданному финалу.

К своим героям артисты театра подходят несколько отстраненно, с должной иронией, как бы вместе со зрителям смеются над ними, и сочувствуют им. Хотя и напоминают нам: в каждой шутке есть доля истины. Звучит прелестная ироничная французская музыка, которую специально  для спектакля сочинил Алмас Серкибаев.

В спектакле много пантомимических сцен, танцев, которые также дают зрителям ощущение легкости и праздничности.

Слуги в «Скупом» (Ю.Капустин, В.Черных, В.Даниленко) близки к персонажам итальянской комедии масок. Они как будто нелепы и глуповаты, их унижают и шпыняют, но они себе на уме, хитроваты, и именно из их уст мы слышим смелые и нелицеприятные характеристики главному герою. «Деньги ему дороже славы, чести, добродетели».

- Любить-то он вас всех любит, но денежки любит чуточку больше, - это звучит из уст свахи Фрозины, которую играет засл.арт. РК Н.Жмеренецкая. Она добросовестно исполняет свое дело, выдавая молоденькую Марианну за старого Гарпагона.

А.С.Пушкин, хотя и называл Мольера исполином, но как-то все же написал: «Лица, созданные Шекспиром, не суть как у Мольера, типы какой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные  многих страстей, многих пороков, обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой  скуп и только».

Возможно, великий поэт был и прав. Действительно, Ю.Б. Померанцев главным образом играет скупца, но играет многогранно, талантливо, искренне. Вот он такой и никакой  другой.

Я где-то прочитала, что когда актеры играют Мольера, им трудно сочетать сатиру со светлой комедийностью. Главенствует либо то, либо другое. Сам Мольер был склонен к морализированию, но он искренне хотел в своих пьесах разоблачать пороки, в данном случае – скупость. И хорошо, что театр на полном серьезе не взялся за разоблачение пороков. Лермонтовцы развенчивают скупость в легком комическом ключе. Наш усталый замордованный зритель в театр за моралью не пойдет. Он придет сюда отдохнуть.

Сейчас мы все сбиты с толку резкой переменой наших жизненных ценностей. С экранов телевидения, по радио множество реклам нам внушают, что деньги – самое главное в жизни, что надо вовремя  подсуетиться, чтобы стать богатым человеком, и что первоначальное накопление капитала не всегда производится чистыми руками.

Понятно, деньги составляют часть нашей жизни, от них никуда не деться. Но ведь ясно – само по себе наличие  денег еще никого не сделало счастливым, а неустанная погоня за ними может принести только несчастье.

На сцене разгорались страсти, действие двигалось к желанной развязке, а я думала, как замечательно, что великий комедиограф мира господин Жан.Батист  Мольер с помощью талантливых актеров, режиссера, художников нашего театра пришел к нам через глубь веков. Заговорил о том, что его волнует.

Поздравляю с премьерой!

 

Категория: Театр им. Лермонтова | Просмотров: 71 | Добавил: Людмила | Теги: Рубен Андриасян | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Портреты [4]
ТЮЗ им. Н.Сац [25]
Театр [28]
Астана-Опера [9]
Театр им. Лермонтова [12]
Театральные новости [6]
Театр оперы и балета им. Абая [14]
Театр драмы им. Погодина [1]
Русский театр драмы им. Горького [4]
Память [4]
Новости Россотрудничества [17]
Наш видеозал [0]
Новости культуры [4]
Новости культуры Казахстана
Астана-Балет [1]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Михаил Токарев Астана Опера Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов Людмила Мананникова «Токал» Наталья Лунина Ольга Коржева «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин «Астана Арт Фест – 2016» Султан Усманов Art Stage Singapore Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова пушкин Артем Селезне Ангаров Герольд Бельгер МАУГЛИ Татьяна Костюченко VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Ольга Бобрик Артем Иватов Евгения Василькова Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Рубен Андриасян Гавриил Бойченко Ирина Лебсак Ер-Тостик Евгений Онегин Евгений Жуманов Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Примадонны Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар
Архив записей
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2021
    uCoz