07:50 Играем Мольера | |
История театра Л.Мананникова.Фото В.Коренчука.26 марта1994 г. «Огни Алатау». Обычно в театр на хорошо известную пьесу, на классику, идешь с некоторым опасением. Да, ты предвкушаешь встречу со знаменитыми персонажами, жаждешь окунуться в мир, тебе известный, будь то Шекспир, Чехов, Островский, Мольер, но, с другой стороны, побиваешься – а вдруг твои желания не сбудутся и ты увидишь просто иллюстрацию, выполненную возможно, добросовестно, но скучновато. И в душе твоей ничего не шевельнется, никакого отзвука… Со мной это, увы, случалось. Наш русский академический театр им. М.Ю.Лермонтова рискнул поставить нп своей сцене «Скупого» Мольера. Жан-Батист Мольер. Произносишь это воздушное имя и сразу представляешь себе легкость, яркие краски, вязь старинных кружев. И вот занавес открывается. Перед нами – французский замок 17 века. Сцена во время спектакля будет крутиться, и мы с помощью ажурных конструкций, выполненных художником Р.Акоповым, сможем представить то один, то другой уголок старинного замка, его дворики. Сначала нам может показаться, что в декорациях чего-то не хватает. Слишком уж они аскетичны. Выкрашены в серо-коричневый цвет, и мрачность тонов скрашивают лишь кое-где блики зелени. Во дворе яркие пятна – только клумба и скульптура обнаженной женщины. Еле горят чахлые фонарики. Но наше удивление пропадает, когда мы узнаем, что владелец замка – скупой Гарпагон – до украшений ли, когда даже самого необходимого обитателям здесь «не хватает». Режиссер спектакля Рубен Андреасян извлек мольеровскую пьесу из глубины веков, чтобы вместе с нами, зрителями, уже на рубеже 21 века поразмышлять о скупости, об отупляющей погоне за деньгами. Великий драматург на то и великий, что может вот так, запросто, перешагнуть три столетия. Вот появляется на сцене главный герой, скупец Гарпагон, как всегда в отличном исполнении народного артиста Республики Казахстан Ю.Б.Померанцева. Он одет в черное – различные «финтифлюшки» ведь требуют денег, он экономит даже на традиционном тогда парике – его лысину увенчивает жалкий хвостик из волос. Он одновременно дряхл и молод душой, ленив и энергичен. Вдохновляется, живет он только тогда, когда думает о деньгах, считает деньги, приумножает свой капитал. Только тогда у него появляются переливы в интонациях, он находит образные выражения, загорается… Естественно, когда вот такой человек оказывается главой семьи, домочадцев его ожидает ад. Ведь здесь, в угоду деньгам, попирают и вечные человеческие качества – любовь, сострадание, достоинство, честь. Мы с первых минут попадаем в конфликтную ситуацию. Гарпагон собирается своего сына Клеонта (О. Бирючев) женить на богатой вдове, а дочь Элизу выдать замуж за богача Ансельма (засл. артист Республики Казахстан В. Манихин). При этом, естественно, не затратив ни копейки. Сам же он присмотрел для себя молоденькую Марианну (И.Лебсак), в которую, конечно же, влюблен его сын Клеонт. Есть возлюбленный и у Элизы – дворецкий Валер (А.Бузиков). Ну а далее действие разворачивается по законам комедийного жанра. Совершается много нелепиц, через которые герои приходят к долгожданному финалу. К своим героям артисты театра подходят несколько отстраненно, с должной иронией, как бы вместе со зрителям смеются над ними, и сочувствуют им. Хотя и напоминают нам: в каждой шутке есть доля истины. Звучит прелестная ироничная французская музыка, которую специально для спектакля сочинил Алмас Серкибаев. В спектакле много пантомимических сцен, танцев, которые также дают зрителям ощущение легкости и праздничности. Слуги в «Скупом» (Ю.Капустин, В.Черных, В.Даниленко) близки к персонажам итальянской комедии масок. Они как будто нелепы и глуповаты, их унижают и шпыняют, но они себе на уме, хитроваты, и именно из их уст мы слышим смелые и нелицеприятные характеристики главному герою. «Деньги ему дороже славы, чести, добродетели». - Любить-то он вас всех любит, но денежки любит чуточку больше, - это звучит из уст свахи Фрозины, которую играет засл.арт. РК Н.Жмеренецкая. Она добросовестно исполняет свое дело, выдавая молоденькую Марианну за старого Гарпагона. А.С.Пушкин, хотя и называл Мольера исполином, но как-то все же написал: «Лица, созданные Шекспиром, не суть как у Мольера, типы какой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков, обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп и только». Возможно, великий поэт был и прав. Действительно, Ю.Б. Померанцев главным образом играет скупца, но играет многогранно, талантливо, искренне. Вот он такой и никакой другой. Я где-то прочитала, что когда актеры играют Мольера, им трудно сочетать сатиру со светлой комедийностью. Главенствует либо то, либо другое. Сам Мольер был склонен к морализированию, но он искренне хотел в своих пьесах разоблачать пороки, в данном случае – скупость. И хорошо, что театр на полном серьезе не взялся за разоблачение пороков. Лермонтовцы развенчивают скупость в легком комическом ключе. Наш усталый замордованный зритель в театр за моралью не пойдет. Он придет сюда отдохнуть. Сейчас мы все сбиты с толку резкой переменой наших жизненных ценностей. С экранов телевидения, по радио множество реклам нам внушают, что деньги – самое главное в жизни, что надо вовремя подсуетиться, чтобы стать богатым человеком, и что первоначальное накопление капитала не всегда производится чистыми руками. Понятно, деньги составляют часть нашей жизни, от них никуда не деться. Но ведь ясно – само по себе наличие денег еще никого не сделало счастливым, а неустанная погоня за ними может принести только несчастье. На сцене разгорались страсти, действие двигалось к желанной развязке, а я думала, как замечательно, что великий комедиограф мира господин Жан.Батист Мольер с помощью талантливых актеров, режиссера, художников нашего театра пришел к нам через глубь веков. Заговорил о том, что его волнует. Поздравляю с премьерой!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |