Суббота, 19.09.2020, 04:47
Приветствую Вас Гость | RSS
ПАРК КУЛЬТУРЫ.KZ
Главная » 2015 » Ноябрь » 15 » Мои дорогие «Ленсмена» и ТЮЗ
03:50
Мои дорогие «Ленсмена» и ТЮЗ

Когда мы стали готовиться к юбилею ТЮЗа – 7 ноября Государственный академический русский театр для детей  и юношества Казахстана им. Н.Сац  отмечает свое 70-летие – я обнаружила, что газета «Экспресс К» связана с нашим театром образно выражаясь, кровными узами. Основательница нашего театра - Наталия Ильинична Сац, - наша «мама», как мы иногда говорим. А сын Наталии Ильиничны – Адриан Сергеевич Розанов – всю свою жизнь проработал собкором газеты «Ленинская смена» в Восточно-Казахстанской области. Мне это писать вдвойне приятно, так как я сама – бывшая ленсменовка – работала в газете 11 лет,  и об этой своей работе вспоминаю  всегда тепло и с удовольствием.  

«Ленсмена» «подарила» ТЮЗу двух замечательных завлитов-поэтов -  Светлану Штейнгруд-Аксенову  и Инну Потахину. А сын Сац  Адриан, вернувшись с фронта, работал в ТЮЗе заведующим литературной частью. Вот как об этом вспоминала сама Наталия Ильинична.

«Когда окончилась война, я заключила в объятия своего сына-первенца Адриана. Не забыть ощущения этого длинного, худого тела в моих руках после стольких лет разлуки. Каким было счастьем дать ему отмыться, сменить тяжелые бутсы с обмотками на хорошие носки и туфли, достать ему ордер на темно-синий костюм, рубашку, своими руками завязать ему галстук.

Конечно, сын тоже стал одним из горячих строителей театра. В литературной части работа Адриана была очень ценной. Он хотел, умел быть полезным и при этом отличался предельной скромностью.
Сын Адриан блистательно закончил литературный факультет в местном университете, был избран секретарем комсомольской организации Казахского журнально-газетного объединения, как журналист приглашен в газету «Ленинская смена». Война закончилась, замещать должность в литературной части театра было кем, и, как ни жаль такого ценного сотрудника как Адриан, в интересах его творческой перспективы я должна была с ним расстаться».

Адриан Сергеевич был очень интересным корреспондентом. Помню его цикл материалов, посвященных Аркадию Гайдару, с которым дружил его отец – детский писатель Сергей Розанов, в конце 20-х годов прошлого века написавший очень известную книгу для детей «Приключения Травки».

На молодежном фоне сотрудников редакции в середине семидесятых-восьмидесятых годов, Адриан Сергеевич был мэтром, и мы, понятно, смотрели на него снизу вверх.

Он был очень остроумным человеком. Помню, как на планерке Розанов  произнес: «Открываю газету, моя срочная информация напечатана через месяц, на третьей странице, мелким шрифтом, с ошибкой». Так одной фразой он «разнес» сразу секретариат, отдел, готовящий информацию, корректоров.

Как-то Света Штейнгруд,  тогда корреспондент «ЛС», курирующая науку, позвонила в Усть-Каменогорск:
– Адриан Сергеевич, у вас там проходит конференция молодых ученых, напишите репортаж.
– Бросьте, Света, у меня такая хандра, – ответил ей наш старейший собкор. Он мог себе это позволить.

Когда 10 лет назад я начала работать над книгой   «Я родом из ТЮЗа», то попросила бывшего главного редактора «Ленинской смены»  Сергея Александровича Подгорбунского, который, увы, уже ушел из жизни,  поделиться своими впечатлениями о Розанове, на что он с радостью согласился.

«В череде значимых фигур, - написал он, -  мне особенно вспоминается Адриан Сергеевич Розанов – сын Наталии Сац.
Автору этих строк посчастливилось с ним работать немало лет в молодёжной газете «Ленинская смена», делал которую исторически незаурядный, талантливый и неугомонный коллектив.
Адриана, в газетную бытность мою, впору было назвать «мастодонтом». Но замечательно, что его невозможно было отнести к «ископаемым». Невзирая на возраст (он появился в газете, если не ошибаюсь, в начале пятидесятых), этот человек зажигался на участие в походах с туристами, отстаивал интересы природы, иной раз, с таким завидным и умелым упорством, что сегодня мог бы вести мастер-классы для активистов «движения зелёных». Вопросы литературы, культуры и образования, воспитания детей были его особым «коньком».

Адриану было уже изрядно за пятьдесят, когда он, собственный корреспондент молодежной «Ленинской смены», вмешивался в «непутёвую работу» всякого рода комсомольских руководителей, нерадивых, а то и жадных балбесов-хозяйственников, процветающих тут и там хитрованов. Не думаю, что это доставляло ему удовольствие. Это была для него досадная необходимость, но он честно и талантливо выполнял её, как корреспондентский и человеческий долг перед своей задиристой газетой. Его материалы нередко приносили немалые хлопоты как ему самому, так и редакции. Нередко его выступления раздражали секретарей партийных и комсомольских комитетов. Впрочем, громы и молнии, метавшиеся в адрес «ЛС», не очень пугали: всегда можно было отбиться – практически все проблемные и критические материалы Розанова были сильны документальным подтверждением. Больше, пожалуй, оппонентов пугали его размышления, определения и выводы, вывалившиеся из строя управленческих привычек».

…Когда я пришла в газету «Ленинская смена»,  заведующей отделом культуры в ней работала Светлана Штейнгруд.  Она возглавляла отдел культуры, делала это блестяще, была очень доброжелательным человеком, и именно с ее легкой руки в газете появились мои первые публикации о театре.

А вот как вспоминает о Светлане уже в роли завлитчасти ТЮЗа художественный руководитель Театра им. Лермонтова Р.С.Андриасян, когда-то главный режиссер ТЮЗа.

- Некоторое время Светлана была заведующей литературной частью театра – теперь она живет в Израиле. Света написала песни к спектаклям «Брестская крепость» и «Самый правдивый», сказку в стихах «Волшебная трава». Человеком была очень ярким и сейчас на фоне русского литературного Израиля является довольно заметной фигурой. Когда я всех собирал, Света Штейнгруд шутила: «Собрались заведующие всеми частями Андриасяна». Нас объединяло дело, и это было очень дорого. До сих пор нас всех связывают дружеские отношения.

…Не могу я не вспомнить об Инне Потахиной – ленсменовке, а потом заведующей литературной частью ТЮЗа времен Бориса Преображенского. Работая в театре, Инна всегда приглашала нас, своих коллег-журналистов, на премьеры. Я всегда относилась к Инне с искренней симпатией.  

Инна несколько раз приходила и уходила из газеты. Я и сейчас представляю ее за пишущей машинкой в машбюро, когда она сразу на чистовик, не переписывая, печатала свои умные материалы на моральные темы. Ну а любой праздник не обходился без Инниных шуточных стихов и посвящений. Уже тяжело больная, она успела написать свои воспоминания в книге «Моя Ленсмена». Вот одно из ее последних стихотворений.

Пройдет полвека или век,

А в общем – целая эпоха.

А в самом деле человек

Живет от вздоха и до вздоха.

И в этом умном закутке

Он тот, каким себя мерещит.

Красив, шагает налегке,

Избегнув порки и затрещин.

По-настоящему святой,

Цветы оставив у порога,

Ведь жизнь дана, как дар простой.

А слава достается Богу…

«Театр, актеров Потахина любила самозабвенно, - пишет Константин Кешин, - понимала до самого донышка, умела останавливаться на пороге тайны, бесчисленные исповедальные секреты хранила лучше бронированного сейфа, даже один из своих поэтических сборников назвала «Антракт».

«Ее поэзия насквозь пронизана  токами искусства – и это свойство поэзии серебряного века, - анализирует ее творчество Любовь Шашкова. - Стихи наполнены театром, музыкой, живописью, как дружбой с художниками, музыкантами, людьми театра и кино полна ее жизнь».

Вот какие замечательные люди работали и в моем любимом ТЮЗе,  в моей любимой «Ленсмене». 

И еще я не могу не сказать одну очень важную вещь. Газету «Ленинская смена» на протяжении многих лет можно назвать летописцем нашего театра. Это объясняется, конечно, и тем, что театр наш - для детей и юношества, а «Ленсмена» долгие годы  была главной молодежной газетой республики. Когда я начала писать свою книгу о театре, то первым делом пошла в библиотеку и стала  листать подшивку за многие годы,  и увидела там огромное количество рецензий на тюзовские спектакли.

Вот только некоторые, самые первые  материалы: «Новогодний бал» (1946г.), «Встреча с юностью» (1948 г.), «Школа мужества»(А.Розанов, 1951 г.), «Хижина дяди Тома» (1950 г.) и так далее, и так далее… Все перечислить просто невозможно. С удовольствием писал о ТЮзе, когда театр приезжал на гастроли в Восточный Казахстан, Адриан Розанов.

И еще очень интересное совпадение. «Ленинская смена» была основана 7 ноября 1920 года, а Театр для детей и юношества Казахстана появился на свет 7 ноября 1945 года.

7 ноября этого «Экспресс К» отмечает свое 95-летие, а ТЮЗ – 70-летие. Это ли не мистическое совпадение?

С вашим и нашим  праздником вас, дорогие друзья!

 

Людмила Мананникова,

заведующая литературно-драматической частью ТЮЗа им. Н.Сац, «ленсменовка» 1975-1986 годов. 

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Просмотров: 485 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Портреты [4]
ТЮЗ им. Н.Сац [24]
Театр [27]
Астана-Опера [9]
Театр им. Лермонтова [10]
Театральные новости [6]
Театр оперы и балета им. Абая [14]
Театр драмы им. Погодина [1]
Русский театр драмы им. Горького [4]
Память [4]
Новости Россотрудничества [17]
Наш видеозал [0]
Новости культуры [4]
Новости культуры Казахстана
Астана-Балет [1]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
ТЮЗ им. Н.Сац Ольга Коржева 2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Жуманов Александр Зубов «Коляда-plays» Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов «Токал» Наталья Лунина Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Рубен Андриасян Татьяна Тарская Акмарал Кайназарова Гавриил Бойченко Бахытжан Бухарбаев Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Султан Усманов звездный мальчик «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Кармен дон кихот Балпеисова Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Артем Иватов Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Михаил Токарев Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Герольд Бельгер VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Людмила Мананникова Ольга Бобрик Евгения Василькова Виктория Тикке Абрам Мадиевский Академический театр танца под руков Евгений Онегин Абиш Кекильбаев Алые Паруса Примадонны «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч
Архив записей
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2020
    uCoz