Среда, 24.04.2024, 16:35
Приветствую Вас Гость | RSS
ПАРК КУЛЬТУРЫ.KZ
Главная » 2020 » Февраль » 3 » Театр и время
07:27
Театр и время

Прошедший 85-й юбилейный сезон Государственного академического русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова был ознаменован еще одной знаковой датой – полувековым юбилеем его музея.

Многочисленные портреты на стенах театрального музея, старинные афиши, тысячи фотографий разных лет, множество книг, газетных и журнальных статей, актерские дневники хранят дыхание прошедших лет. Это история театра, спрессованная во времени.

Начало формы

Кто-то из великих назвал теат­ральный музей коллекцией теней постановок прошлого, которая позволяет нам, если не ощутить себя их зрителями, то хотя бы отчасти получить представление о прошедших премьерах. Не случайно художественный руководитель театра, народный артист РК Рубен Андриасян любит повторять, что актер – продукт скоропортящийся. Также можно сказать и о театральных спектаклях. Как только опускает­ся занавес, он перестает сущест­вовать, оставаясь лишь в памяти зрителей. Это сейчас есть возможность заснять спектакль на видеопленку, тем самым запечатлев его, как говорится, на века, а раньше театральные постановки, которым отдавалось столько энергии и жизни, просуществовав какое-то время, уходили в небытие. Поэтому так важна фигура музейного работника.

В лермонтовском театре ангелами-хранителями его истории стали две прекрасные женщины – Любовь Андреевна Демази, соз­дательница музея, и Валерия Соколова, 30 лет бережно хранящая театральное прошлое.

Немного истории

История первого русского драматического театра в Казахстане уходит в середину 20-х годов прошлого века. Его отцом-основателем стал поляк Юрий Людвигович Рутковский, волею судьбы попавший в казахские степи. Поначалу театр вел кочевую жизнь, так как у него практически ничего не было, даже здания. Была лишь группа энтузиастов во главе с самим Юрием Рутковским, колесившая по городам и весям большой империи. Эта бродячая театральная труппа и составила то самое ядро, из которого, как из Большого взрыва, родилась своя театральная вселенная.

Весной 1933 года коллектив осел в Алма-Ате. Тогда подходящего для него здания не было, правда, в районе соснового парка для чекистов строился клуб НКВД имени Дзержинского, и горсовет решил отдать его под будущий театр. Но Юрий Людвигович, будучи человеком очень деятельным, не стал ждать окончания строительных работ, а с согласия наркомата культуры перебрался в Семипалатинск, где 31 октября 1933 года на сцене местного театра новая труппа сыграла свой первый спектакль – «Любовь Яровая» по пьесе Константина Тренева. И лишь в начале января 1934 года, когда здание театра было закончено, коллектив прибыл в Алма-Ату.

Надо сказать, что в первые десятилетия существования теат­ра музея в нем как такового не было – старые афиши и фото­графии хранились на чердаке. Впоследст­вии это сыграло злую шутку – со временем крыша теат­ра начала протекать, и когда через 30 с лишним лет театр переез­жал в новое, нынешнее здание, оказалось, что практически все пришло в негодность.

Блажь старой дамочки

В том, что в театре появился свой музей, огромная заслуга принадлежит Любови Андреев­не Демази, которая буквально на голом энтузиазме стала восстанавливать утраченную историю. Как вспоминают все, кто ее знал, это была удивительная женщина – всегда неизменно элегантная, энциклопедически эрудированная. Почти всю жизнь она проработала научным сот­рудником в Республиканском государственном историческом музее, великолепно знала историю искусства, была знакома со многими известными деятелями культуры того времени. Особенно она была дружна с Юрием Домбровским, который читал лекции по Шекспиру в театральной мас­терской.

Свою непривычную для нашего слуха фамилию Любовь Андреев­на унаследовала от мужа, который, как рассказывают, был итальянцем. Известно лишь, что в те времена он трудился рядовым банковским служащим и, судя по всему, был далек от театральных увлечений своей жены. А Любовь Андреевна, выйдя на пенсию, решила посвятить оставшуюся часть жизни любимому театру – в один из прекрасных для него дней 1969 года она пришла к директору и предложила создать музей. С этого и начинается его история, хотя официально музей открылся несколько позже.

– Поначалу ее предложение приняли за блажь благородной дамочки, – рассказывает нынешняя хранительница фонда музея Валерия Соколова. – Но Любовь Андреевна упорно стала собирать материалы для музея. Она подходила к каждому артисту, просила старые фото, любые материалы по истории театра, ходила по цехам, искала эскизы костюмов и декораций. Видя ее настойчивость, многие стали передавать в музей все, что могло представлять ценность.

Любовь Андреевна все это не только систематизировала, но и постоянно пополняла музей новыми экспонатами: ходила в городскую библиотеку, искала в старых газетах материалы о театре, делала копии. Поначалу музей располагался в малом зале театра, где была выставлена большая экспозиция, с которой могли ознакомиться все посетители. Но со временем малая сцена была отдана под камерные спектакли, а музей переехал в закулисье, в небольшую комнатку, и сейчас его экспонаты лишь изредка, по юбилейным датам, приходят к зрителям в форме той или иной выставки. Это заслуга уже нынешней хранительницы музея – Валерии Соколовой.

Когда театр становится судьбой

Когда Любовь Демази создавала музей театра, Валерия Константиновна была заведующей его литературной частью. За эти полвека много событий прои­зошло и в жизни театра, и в судьбе самой Валерии Соколовой. Был период, когда ей пришлось сменить работу, но она всегда оставалась рядом с любимым театром, ей стоило лишь дорогу перейти. Ведь она работала в Пушкинской библиотеке. Но потом вновь вернулась «под сени театральных кулис», чтобы уже никогда с ними не расставаться.

– Магия театра огромна, – считает Валерия Соколова. – Вечером, когда спектакль уже окончен, все разошлись и в театре наступает тишина, я люблю спускаться по нашей «царской лестнице». Сверху со стены на меня смотрят портреты артис­тов, в полутемном фойе гулко раздают­ся шаги, и кажется, что рядом со мной идет само Время. Как быст­ро оно мчится! А мне еще так много надо успеть…

В небольшой комнате, где размещается музей, до отказа забитый книгами, альбомами, фотографиями, большими и маленькими портретами, старыми афишами, театральными программками, прошла большая часть ее жизни. Хотя, как признается Валерия Константиновна, поначалу она не собиралась заниматься музеем, а, как и многие ее сверстницы, мечтала стать великой актрисой, поэтому после школы, набравшись смелости, вместе с папой и мамой пошла в театр.

– Тогда главным режиссером был приехавший к нам из Ленинграда Мар Владимирович Сулимов, который считался одним из ведущих режиссеров советской театральной школы, а готовил меня к поступлению прекрасный артист Евгений Попов. Он тогда проходил службу в алматинском погранучилище и вел драмкружок, в котором, кстати сказать, участвовали мои папа с мамой, ну и я, естественно, постоянно торчала на репетициях, поэтому еще в детстве решила, что театр – это моя судьба, – рассказывает Валерия Соколова. – Хотя артистов в нашей семье никогда не было: папа был полковником пограничных войск, мама – служащей в этом же училище. Можете себе представить, что, когда я показывалась Сулимову, в «предбаннике» сидели мои родители, которые очень за меня переживали. В общем, прослушав, Мар Владимирович ввел меня во вспомогательный актерский сос­тав театра.

Через год она поехала покорять Москву, но не прошла по конкурсу в театральное училище. В отчаянии написала письмо Мару Владимировичу. Понимая ее сос­тояние, он написал Валерии, что если ей суждено быть в театре, то она обязательно в нем будет. Но судьба распорядилась по-своему. Девушка попала в очень серьезную автомобильную аварию, сломала ноги, потом долго лечилась, ходила на костылях. В результате об актерской карьере пришлось забыть, и она поступила на филфак, но театр продолжал жить в ее судьбе.

Надо сказать, что народный артист Казахстана, профессор Мар Владимирович Сулимов был главным режиссером лермонтовского театра дважды – в конце 50-х, а затем в начале 70-х годов. Это время сами актеры называют «эпохой Сулимова». Именно в его бытность руководителем театра Лера Соколова стала заведующей литературной частью.

– Это было очень важное для меня время. Удивительное. Хотя только сейчас, спустя десятилетия, в полной мере я отдаю себе отчет, насколько талантливым, неординарным человеком был Мар Владимирович Сулимов. Тогда мне надо было бы все за ним записывать, но в молодости кажется, что так будет всегда. А когда Сулимов ушел из театра, за ним ушла и «вся королевская рать», и я в первых рядах. В 1983 году, когда отмечалось 50-летие театра, его художественным руководителем стал Рубен Суренович Андриасян, а в 1989 году он пригласил меня работать в музее. Любовь Андреевна к тому времени по состоянию здоровья уже ушла из театра. Она была очень рада, что я пришла на ее место. Помню, она говорила: «Лерочка, все это надо переписать». Я прямо ахнула! Мне казалось, что здесь так много материала. Но я все переписала, систематизировала, подписала все фотографии. За эти годы скопилось огромное количество материала. Видите, это все уже просто не помещается в небольшой комнатке, – вздыхает Валерия Константиновна.

Действительно, музей уже перерос свои рамки небольшого замкнутого пространства, его во многом уникальные экспонаты явно просятся к зрителям.

– Я очень люблю рассматривать старинные фотографии, – говорит Валерия Соколова. – У меня даже слезы наворачиваются на глаза – ведь это все было! Были репетиции, премьеры, спектак­ли, юбилеи…

Хочется, чтобы все это увидели и мы с вами, ведь прошлое живо, пока жив театральный музей.

Конец формы

АВТОР:

Елена Брусиловская, Алматы

11:55, 5 Августа 2019

https://www.kazpravda.kz/articles/view/teatr-i-vremya

Категория: Театр им. Лермонтова | Просмотров: 315 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Портреты [4]
ТЮЗ им. Н.Сац [25]
Театр [29]
Астана-Опера [9]
Театр им. Лермонтова [12]
Театральные новости [6]
Театр оперы и балета им. Абая [14]
Театр драмы им. Погодина [1]
Русский театр драмы им. Горького [4]
Память [4]
Новости Россотрудничества [17]
Наш видеозал [1]
Новости культуры [4]
Новости культуры Казахстана
Астана-Балет [1]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Архив записей
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz