Понедельник, 08.03.2021, 12:01
Приветствую Вас Гость | RSS
ПАРК КУЛЬТУРЫ.KZ
Главная » 2020 » Декабрь » 24 » Театральные записки
05:52
Театральные записки

По страницам газеты «Казахстанская правда» за военные годы (1941-1945)

Д.Тальников.

В исключительную эпоху, в которой живем все мы, вопрос о театральной культуре с особой остротой возникает для людей, работающих на этом фронте. Именно исключительные обстоятельства наших дней налагают особые обязательства и на театры, властно ставят и перед искусством сцены первостепенную задачу непосредственного и активнейшего участия в общем деле всей страны. Все на потребу единому. Все должно быть отдано единой задаче, и каждый должен на своем участке делать общее дело. Надо быть только  живым! Мертвое искусство никому не нужно. От него никому не тепло и не холодно.

Конечно, не все музы молчат во время войны, как об этом думали римские эстеты. Есть искусство, идущее впереди борьбы, ободряющее, увлекающее, зовущее на бой, иными словами – мобилизующее. Если  искусство в первую очередь  нужно нашему времени, - искусство творчески-прикладное, сказали бы мы, - творчески служебное в прямом смысле. Но таким служебным, по существу, может оказаться искусство и более высокого типа, ибо и сама мобилизующая сила искусства – понятие более широкое, чем это кажется на первый и примитивный взгляд.

Если вообще подлинное искусство преображает, оздоровляет и восстанавливает непоколебленный душевный строй человеческий, «выпрямляет», как говорил замечательный народный писатель Глеб Успенский, то эта душевно-восстановительная, реконструктивная способность искусств общественно тем ценнее в дни больших потрясений и напряжений. Сюда, к искусству – к широко народному искусству, как театр – приходят люди, как к источнику органического восстановления душевных сил, психологической устойчивости, равновесия, подъема.

Вот почему на советской сцене и в эпоху великой отечественной войны нашего народа с германским фашизмом звучат голоса классики, произведения большего творческого масштаба, рассчитанного на века. В осажденном Ленинграде в дни самых напряженных боев за великий город режиссер Акимов осуществляет новую  постановку гольдониевскрй комедии, а на сценах Москвы, так героически сражающейся  на своих подступах, зритель может найти и классический французский балет «Тщетная предосторожность», и «Евгения Онегина», и даже «Прекрасную Елену»! Все это в последнем счете оказалось отвечающим общей задаче театра эпохи войны.

И вот почему с тем большим основанием слушатель далекой от фронта Алма-Ата с подлинным одушевлением отдается чарующим соблазнам россиневского «Севильского цирюльника», хорошо идущего на местной оперной сцене, хотя, казалось бы, приключения Розины и графа Альмавивы так далеки от сегодняшнего дня. И прав этот театр, когда он готовит (с превосходным киевским дирижером Пирадовым) замечательную вердиевскую оперу о ревнивце «Отелло», а драмтеатр после «Парня из нашего города» - лопе-девеговскую «Собаку на сене». Такова мощная сила высокого искусства, и мы –  в интересах именно общественного воздействия искусства – и именно в дни войны должны продолжать свою борьбу против всякого снижения искусства и против вульгарного приспособленчества в нем. Только подлинное искусство может полноценно служить социалистическому отечеству и героическому народу.

2.

В Алма-Ата, этом чудесном городе-саде, в котором так уютно и гостеприимно должно житься всяким музам, есть несколько театров: казахская национальная драма, казахская опера,  русская опера и балет – в великолепном помещении нового театра, подлинной гордости Алма-Ата.

Кстати тут будет отметить, что в напряженной творческой жизни, которой по праву может зажить алмаатинский зритель – явной пустотой зияет один участок – симфонической музыки. Культурнейшие слои публики жаждут концертов, а их нет. Нельзя же всерьез принимать ту сборную окрошку, которой изредка угощает нас местная филармония, пребывающая в каком-то далеком анабиозе. Между тем налицо все возможности для музыкальной активности. По понедельникам пустует великолепное и просторное здание оперы. В оперном театре налицо хорошо сыгравшийся и стоящий на творческом уровне оркестровый коллектив и ряд хороших дирижеров. Да еще при  участии приезжающих скрипачей и пианистов – мог бы быть создан цикл исторических концертов русской музыки. Почему сейчас в Ленинграде зазвучала впервые за время революции героическая патриотическая увертюра Чайковского  «1812» год», а в Алма-Ата ее нельзя услышать? Симфонические концерты, осуществленные оперным театром, могли бы стать истинным сосредоточием музыкальной жизни столицы Казахстана, стоит только проявить немного творческой инициативы и отбросить старый провинциальный темп жизненного уклада.

Ряд обстоятельств сейчас особым образом благоприятствует развитию театральной жизни Алма-Ата, росту ее творческой культуры. И от местных организаций зависит использовать эти обстоятельства решительно и быстро.

Алма-Ата по всем ее богатым природным данным суждено стать не только русским Голливудом в котором собрались все выдающиеся мастера нашего кино – Трауберг, Эйзенштейн, Эрмлер, Пудовкин, Васильевы, - но, может, в каком-то плане и русскими Афинами. Такой творческий период, может, а потому и должен, оставить глубокий и плодотворнейший след в общей жизни местного искусств во всех его областях.

Вот художники. О декоративной живописи алматинских театров – и оперно-балетного, и драматического – необходимо бы поговорить особо. Это одно из самых «узких» и неблагополучных мест этих театров. Здесь необходимо обратить внимание и на одну, бросающуюся в глаза, черноту – колористическую бедность. В таком солнечном городе, как Алма-Ата, театральные художники умудряются давать на сцене не световую симфонию красок, свежих, сочных, радостных. На сцене большей частью темно и скучно, краски тусклы, покрыты пылью и плесенью быта среднего провинциального уровня.

Почему спектакль «Алтын Астык» («Золотое зерно») не залит радостным золотым светом? Ведь речь идет о колхозе, о хлебе  и золоте его! А художник кладет серые и темные, невеселые краски.

А каковы формы это живописи (вернее бы сказать, если бы это не звучало так тяжеловесно: «мертвописи»)? Решительно во всех постановках- и в «Кутузове», и «Мазепе», и даже в наиболее как-будто благополучном по оформлению «Айман-Шолпане» - земля на сцене изображена не условно сценически, а грубыми зелеными бутафорскими нашлепками. А снеговые завалы в том же «Кутузове» - такими безвкусно-бутафорскими! Пейзаж всюду олеографичен. Мелкий нудный бытовизм влечет непременно показать на сцене «настоящий» трактор или «настоящий» танк и эти несомненно полезные и важные в жизни машины носят на сцене сугубо-провинциальный и театральный бутафорский характер – без тени остроты  выразительности…

3.

И молодой казахской опере не следует, как нам кажется, ограничиваться именами способных и добросовестных работников – усваивателей национального музыкального фольклора и его мотивов. Творческие задачи создания национальной музыки представляются нам более сложными и глубокими. Участие Глиэра, например, в создании азербайджанской оперы «Наргиз», очень кстати поставленной на местной казахской сцене, обогатило ее симфонической тканью хорошего вкуса. Почему бы нашему оперному театру не проделать опыт привлечения к делу создания классической казахской оперы того же Глиэра, Крейна (автора «Лауренсии») -  прежде всего таких первоклассных мастеров, как автора  «Скифской сюиты» и «Ромео  Джульетты» С.Прокофьева, - или Шостаковича? Сейчас это возможно сделать легче, чем когда бы то ни было, - и национальная  опера сразу бы сделала творческий скачок, вышла бы за ограниченные пределы чисто-этнографического интереса и стала бы творческим фактом искусства в его интернациональном европейском значении и звучании, сохраняя при этом всю глубину истинно-национального  гения. Так это, ведь, произошло  и с появлением Глинки, создателя русской национальной оперы в ее мировом значении! А как могуче повлиял бы такой творческий скачок на рост и жизнь казахского музыкального искусства, на рождение новых талантов его, на утверждение новых путей его развития!..

Или вот местное драматическое искусство. В Средней Азии пребывает сейчас множество артистов. Вот бесспорно лучшая артистка украинской сцены и вообще одна из сильнейших  Союзе – харьковская артистка Чистякова, которая ждет своей роли на русской сцене. Это могло бы быть вполне реальным фактом и обогатило бы театр. Пребывает здесь же известнейшая артистка еврейского театра в Одессе Бугова,  последние годы  с большим успехом подвизающаяся на русской сцене. В Алма-Ата находится превосходная Машенька – Марецкая, а на афише красуется та же «Машенька», но она посторонняя этому факту. И почему талантливая артистка не могла бы войти в спектакль – пусть даже на «гастрольных» основаниях, -  в очередь с местной исполнительницей роли Машеньки Смирновой, имеющей свои несомненные достоинства. Перестройка нынешней творческой практики местного театра  неизбежно явилась бы результатом такого оживления его деятельности и вообще более органического и глубокого  вхождения новых сил в местную театральную жизнь. В Алма-Ата есть москвичи – Штраух, Ванин, Астангов, Глизер, талантливые, всем известные по кино ленинградцы, -  и резон ли  игнорировать их пребывание здесь?

«Поиграют и через годик уедут»… А если даже  так? Ведь за этот год такой сдвиг они произведут в местной тихонькой театральной жизни, так встрепенется театр, так будет стимулирован к новой жизни, так подтянутся все его постоянные силы, так будет пересмотрен решительно ряд его установок, и известная творческая высота будет достигнута.

Фото из Интернета

Категория: Театр | Просмотров: 40 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Портреты [4]
ТЮЗ им. Н.Сац [25]
Театр [28]
Астана-Опера [9]
Театр им. Лермонтова [12]
Театральные новости [6]
Театр оперы и балета им. Абая [14]
Театр драмы им. Погодина [1]
Русский театр драмы им. Горького [4]
Память [4]
Новости Россотрудничества [17]
Наш видеозал [0]
Новости культуры [4]
Новости культуры Казахстана
Астана-Балет [1]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Михаил Токарев Астана Опера Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов Людмила Мананникова «Токал» Наталья Лунина Ольга Коржева «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин «Астана Арт Фест – 2016» Султан Усманов Art Stage Singapore Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова пушкин Артем Селезне Ангаров Герольд Бельгер МАУГЛИ Татьяна Костюченко VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Ольга Бобрик Артем Иватов Евгения Василькова Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Рубен Андриасян Гавриил Бойченко Ирина Лебсак Ер-Тостик Евгений Онегин Евгений Жуманов Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Примадонны Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар
Архив записей
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2021
    uCoz