02:04 ВСТРЕЧА С ГАЙДАРОМ | |
История театра 6 сентября 1951 г. «Ленинская смена» Спектаклем о писателе-большевике Аркадии Гайдаре «Всадник, скачущий впереди» начал свой новый сезон Республиканский театр юного зрителя. Выбор этой пьесы театром не случаен. Пожалуй, нет в нашей стране школьника, - который не знал бы книг Гайдара: «Школа», «Чук и Гек, «Тимур и его команда». Это – книги о нашей чудесной стране, о ее могучем народе, о советских детях. Они учат «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется советской страной». Понятен интерес юных зрителей к спектаклю «Всадник, скачущий впереди». Для них это встреча с любимым писателем, с умным и сердечным другом. В какой мере драматург Ю.Принцев, постановщик пьесы Б.Сапегин и весь коллектив театра оправдали ожидания зрителей? Пьеса «Всадник, скачущий впереди», охватывает события с 1917 года до наших дней. Как в калейдоскопе на сцене сменяются события, появляются и исчезают действующие лица. Одни из них запоминаются, другие, вроде вожатой Ирины Сергеевны, проходят бледными тенями. Желание автора и постановщика объять необъятное привело к тому, что вся пьеса распалась на отдельные, плохо связанные между собой эпизоды. Становление Гайдара – большевика и писателя, происходит за сценой, вне пьесы. Зритель справедливо недоумевает, почему, например, подростка Гайдара назначили командиром роты? Как он затем стал писателем? Известно, что Гайдар встречался с легендарным полководцем Советской Армии М.В.Фрунзе. Эта встреча имела решающее значение для будущего писателя. Именно Фрунзе посоветовал ему рассказать молодежи о борьбе старшего поколения за счастье народа. В пьесе мы видим Гайдара главным образом как организатора военных игр, зачинщика многих полезных дел. Но нельзя было забывать о том, что первым долгом советских школьников писатель считал отличную учебу. По мнению же автора и постановщика самым важным делом наших ребят является… сбор металлолома. Таковы существенные недостатки нужной в целом пьесы. Они в значительной степени обедняют образ писателя-бойца, сказались на всем спектакле, на игре артистов. Перед артистом Б.Елистратовым, исполняющим главную роль, стояла трудная задача: показать Гайдара – ученика реального училища, затем бойца партизанского отряда и командира, наконец, Гайдара - писателя. В первом действии артист чувствует себя несколько неуверенно, движения его скованы. В дальнейшем эта неуверенность исчезает. Артист находит нужный тон. Запоминается сцена в квартире писателя. Душевно, с большим педагогическим тактом беседует Гайдар со своими юными друзьями. Эх, мальчишки мои, мальчишки, как бы я не хотел, чтобы вам когда-нибудь пришлось пробираться во вражеские штабы, слышать свист пуль, видеть смерть товарищей. Но нужно быть готовыми ко всему… Нужно… Гайдар-воспитатель неотделим от Гайдара-писателя. Вот почему в пьесе хотелось бы увидеть, как Гайдар работал над своими произведениями, особенно надо повестью «Тимур и его команда». Ведь Тимур давно уже нашел живое воплощение в патриотических делах миллионов советских ребят на благо любимой Родины. Непонятно – почему постановщик спектакля пошел га произвольное сокращение сцены, в которой писатель делится с друзьями своими творческими замыслами. Выразительна в небольшой роли Наташи Д.Химина. Угловатый, любознательный подросток, она мужает на наших глазах. Мы расстанемся с Наташей-медсестрой перед ее отъездом на фронт. Девушка стала собранней, строже. Школа, пионерский лагерь, военные игры, общение с Гайдаром подготовили Наташу к суровым испытаниям. И зрители не сомневаются в том, что друзья выйдут победителями из самых трудных боев. В этом уверен и сам Гайдар, и друг его детства учитель Карташов (артист Ю.Померанцев). Карташов расходится с Гайдаром во взглядах на воспитание. По его мнению, для того, чтобы из детей выросли хорошие врачи, инженеры, преподаватели, им не обязательно заниматься спортом, готовить себя к борьбе с препятствиями. - Кого хотите сделать из них вы? – спрашивает Карташов. – Солдат? Гайдар, уверенный своих словах, спокойно возражает: - По-вашему, солдат – это налево, направо, смирно, в атаку марш, а для меня в этом слове все: честность, отвага, любовь к Родине! Я тоже хочу, чтобы наши ребята выросли умелыми, знающими людьми! Чтобы строили своими руками счастье нашей чудесной земли! Чтобы никогда в жизни не слышали слово война! Но откройте глаза, Виктор Григорьевич! Посмотрите, что делается в мире! Неужели вы думаете, что у нас нет врагов, что нам никто не завидует?.. Сама жизнь убеждает Карташова в правоте Гайдара. Искания учителя, честное признание им своих ошибок – все это искренне, с большой теплотой передает Ю.Померанцев. Вызывает возражение в спектакле образ старого большевика Сухарева (артист В.Мельников). Сухарев-Мельников статичен, подчас лишен жизни. Он появляется лишь для того, чтобы произнести соответствующую обстановке речь. Неправдоподобен эпизод в землянке, когда Сухарев- член военного совета закатывает целую истерику из-за отказа Гайдара лететь в Москву. Недостаточно продуманы постановщиком массовые сцены. И в домашней обстановке, и пионерском лагере Гайдар показан с тремя пионерами. Только в прологе перед зрителями безмолвно марширует дружина тимуровцев. Дети – требовательные и чуткие зрители, не терпящие фальши. От них не ускользают ни деревья, которые падают от каждого движения актера, ни разрозненные оркестр, ни запятая, пропущенная в надписи на занавесе. К сожалению, таких мелочей в спектакле много. В содружестве с автором театр обязан доработать пьесу, сделать ее более целеустремленной, идейно-направленной. Юный зритель ждет на цене театра настоящей волнующей встречи со своими любимым писателем. Для того, чтобы преодолеть недостатки в первом спектакле, сделать его полноценным, у театра есть все возможности и главное: его крепкий творческий коллектив, стремление к росту. О.МАЦКЕВИЧ. | |
|
Всего комментариев: 0 | |